Логотип

Здоровое питание

Проект Роспотребнадзора

Мурманская область. Что надо знать о фальсифицированных продуктах

Мурманская область. Что надо знать о фальсифицированных продуктах

11.07.2022
Мурманская область
545
Мурманская область. Что надо знать о фальсифицированных продуктах
© Яков Филимонов / Фотобанк Лори

Федеральным законом от 02.01.2000 г. №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (в редакции № 532-ФЗ от 23.01.2015) введено определение: «Фальсифицированные пищевые продукты — это пищевые продукты, умышленно изменённые (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной». Таким образом, основным признаком фальсификации является умышленное сокрытие от потребителя информации о свойствах продукции, т.е. фальсификация продукции – это торговый обман, мошенничество.
Справочно: само слово «фальсификация» происходит от лат. falsificatio, от falsifico— подделываю; итал. falsificare— подделывать) и означает подделку, выдаваемую за настоящую вещь, изменение вида или свойства предметов. 

Обращаем внимание, что законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность не за факт фальсификации, а за «введение потребителя в заблуждение». Ведь фальсификация несёт угрозу потребителю. 

Справочно: угрозы подразделяются на прямую (она непосредственно направлена на здоровье покупателя); косвенную (риск в результате длительного воздействия); техническую (искажение информации о составе продукта или о стране происхождения). 

Фальсификации в основном подвергаются пищевые продукты, чаще всего молочная продукция (сыр, масло сливочное, молоко, сметана) колбасная продукция, кондитерские изделия и другие. 

Фальсификацию подразделяют на несколько видов: 

  1. Качественная— подделка товаров с помощью пищевых или непищевых добавок для улучшения органолептических свойств, при сохранении или утрате других потребительских свойств либо замена товара высшей градации качества низшей.

  2. Количественная — обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема, длины и т. п.), превышающих предельно допустимые нормы отклонений.

  3. Ассортиментная — осуществляется путем полной или частичной замены товара его заменителем с сохранением сходства одного или нескольких признаков.

  4. Стоимостная— обман потребителя путем реализации низкокачественных товаров по ценам высококачественных или товаров меньших размерных характеристик по цене больших.

  5. Информационная — обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре, об используемом сырье, о составе продукта и т.д.

  6. Комплексная — сочетает в себе несколько видов фальсификации.

Чаще всего выявить фальсифицированный продукт можно только в лаборатории при проведении экспертных работ. 

Но пользуясь простыми правилами, потребитель может снизить риски приобретения фальсифицированной продукции. 

Управление Роспотребнадзора по Мурманской области напоминает об этих простых правилах. При покупке пищевых продуктов обращайте внимание на:

  1. Срок годности: свежесть — один из основных критериев качества продуктов питания.

  2. Условия хранения: если на товаре указано, что его нужно хранить при минус 10–15 градусах, а вы нашли его не в холодильнике, это уже повод не покупать товар, сделать замечание сотрудникам магазина и обратиться в Роспотребнадзор

  3. Маркировка: должна быть легко читаема, текст должен быть без разводов и смазанных данных; в маркировке должны быть указаны наименование производителя, его юридический и фактический адрес, название товара должно быть написано крупно, в наименовании нельзя указывать ингредиенты, которые не входят в состав продукта.

  4. Состав: ингредиенты должны быть указаны на упаковке.

При покупке сомнительной продукции потребитель может написать обращение и направить его в адрес Управления. 

Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) создан и поддерживается в актуальном состоянии в разделе Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей (https://zpp.rospotrebnadzor.ru) на котором каждый посетитель информационного ресурса может ознакомиться с результатами проверок и продуктами, которые оказались при исследовании фальсифицированными. Также через сервис ГИР ЗПП «виртуальная приемная» можно оставить обращение на некачественный товар.