Логотип

Здоровое питание

Проект Роспотребнадзора

Бизнес стал серьезнее соблюдать требования к маркировке ГМО-продукции

Бизнес стал серьезнее соблюдать требования к маркировке ГМО-продукции

16.12.2020
Здоровое питание Здоровые привычки
2795
Бизнес стал серьезнее соблюдать требования к маркировке ГМО-продукции
Роспотребнадзор по итогам контрольных закупок и мониторинга качества продукции стал реже выявлять нарушения в части маркировки ГМО-продукции. 

Об этом сообщила начальник отдела надзора по гигиене питания Управления Роспотребнадзора по Московской области Надежда Раева в ходе онлайн-конференции «Здоровое питание и генная инженерия (ГМО). Мифы и реальность»; конференция прошла 9 декабря в пресс-центре «Комсомольской правды».

По словам Надежды Раевой, в РФ вся продукция, имеющая в составе генно-модифицированные компоненты, проходит обязательную государственную регистрацию – система оценки безопасности действует с начала 2000-х. Сначала образцы исследуют эксперты ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии», после этого производитель получает регистрационное свидетельство. В нашей стране производитель обязан маркировать продукты с ГМ-компонентами, если их содержание выше 0,9%. Для сравнения: в Японии и Канаде этот показатель составляет 5%, в Новой Зеландии и Австралии – 1%, а в США ГМО-еда никак не маркируется.

- Роспотребнадзор постоянно проводит мониторинг качества продукции, в том числе проверки на соблюдение требований к маркировке ГМО-продуктов. Это делается и в плановом порядке, и внепланово. Потенциально опасная продукция изымается из оборота. В рамках национального проекта «Демография» мы проводили еще более широкие исследования, чем обычно. Результат радует: в этом году обнаружено в 2,5 раза меньше проб, содержащих ГМО в количестве выше 0,9% и не маркированных, - рассказала Надежда Раева.

Она уточнила, что в 2019 году сотрудники ведомства выявили нарушения в 0,05% проб (генно-модифицированные компоненты составляли более 0,9%, а маркировка отсутствовала). В 2020 году доля таких проб составила всего 0,02%. Это значит, что производители все более ответственно соблюдают требования Роспотребнадзора в части обязательной маркировки ГМО. При этом с годами требования становятся все серьезнее.

- Написав на упаковке, что ГМО в продукте отсутствуют, производитель должен обязательно это подтвердить. А если содержание выше 0,9%, эта информация наносится на этикетку крупными буквами, на видном месте, рядом со знаком EAC. Соответствующие изменения в законодательство внесены 2 года назад. Потребитель вправе знать, что он покупает, что входит в состав продукта, и делать сознательный выбор, - подчеркнула Надежда Раева.

Если Роспотребнадзор выявляет незарегистрированные линии ГМО в тех или иных продуктах, их оперативно изымают из оборота. Раева привела недавний пример, когда в одной из партий овсяной каши быстрого приготовления нашли кусочки ГМО-папайи, не прошедшей регистрацию в РФ. В течение суток при помощи системы быстрого оповещения эта информация дошла до территориальных управлений ведомства. Начались контрольно-надзорные мероприятия – из продажи отзывали не только каши, но и другие продукты, содержащие папайю (соки, кондитерские изделия).

- Каши изымались из оборота. Остальная продукция с папайей проходила дополнительные проверки в наших лабораториях. Информацию незамедлительно направили в таможенные органы, а производители были привлечены к административной ответственности за использование незарегистрированных ГМ-компонентов. Контроль в усиленном режиме ведется и сейчас, - подытожила Надежда Раева.